
Все большее число британцев рассматривают рост Коммунистической партии Китая (КПК) как “критическую угрозу” для Великобритании и выступают против экономических связей с Пекином, показало новое исследование.
Всплеск антикитайских настроений произошел после периода интенсивного изучения роли Пекина в британской инфраструктуре и после запрета китайской телекоммуникационной компании Huawei предоставлять оборудование 5G.
Опрос, проведенный Британской внешнеполитической группой, показал, что 41 процент респондентов считают КПК критической угрозой – по сравнению с 30 процентами в прошлом году.
Только 22 процента поддержали британское правительство в достижении любой формы экономического соглашения с КПК, в то время как 15 процентов не хотели видеть никакого уровня соглашения, и только 13 процентов поддержали участие КПК в инфраструктуре Великобритании.
Британия, бросившая вызов КПК из-за его репутации в области прав человека, была поддержана 40 процентами, а Пекин столкнулся с международной критикой политического угнетения Гонконга и принудительной стерилизации уйгуров в северо-западной провинции Синьцзян.
Почти та же группа – 38% – поддерживает сотрудничество с Китаем в области изменения климата, научных исследований и высшего образования и других общих глобальных проблем. В докладе говорится, что сбалансированный подход был поддержан в основном неконсервативными избирателями.
Почти треть респондентов заявили, что поддерживают китайских студентов, посещающих британские университеты, в то время как более четверти хотели бы, чтобы Великобритания продолжала сотрудничать с Китаем в исследовательских проектах.
Только 21% опрошенных заявили, что доверяют Китаю действовать ответственно в мире, что является самым низким показателем среди США (43%), Канады (89%), Японии (59%), Европейского союза (60%) и Индии (40%).
“За последние 18 месяцев Великобритания претерпела драматические изменения в своих отношениях с Китаем – отчасти благодаря растущему осознанию уязвимости безопасности, но также и из-за растущей тревоги по поводу положения Китая в области прав человека внутри страны и его поведения в качестве глобального актора”, – говорится в докладе.
“Это ужесточение политических взглядов по отношению к Китаю – всего лишь вопрос нескольких лет с тех пор, как была объявлена новая “золотая эра” отношений – сопровождалось изменением враждебности общественного мнения по отношению к Китаю.
“Правительство Великобритании сейчас стремится определить и сформулировать параметры своей “перезагрузки” с Китаем и рассматривает, как лучше всего найти правильный баланс между безопасностью и открытостью, признавая преимущества не только экономического взаимодействия, но и дипломатического и геополитического сотрудничества вокруг общих проблем, таких как изменение климата”.
Результаты опроса были получены по мере того, как правительство готовилось к выпуску Комплексного обзора, призванного очертить приоритеты британской политики после Брексита.
Однако только восемь процентов опрошенных заявили, что считают, что Британия должна сосредоточить свою внешнюю политику на Индо-Тихоокеанском регионе, в то время как 37 процентов выразили сомнения в какой-либо переориентации на Азию.
Только 18 процентов поддержали развертывание британских оборонных ресурсов для сдерживания агрессии со стороны Китая в Индо-Тихоокеанском регионе, несмотря на то, что комплексный обзор будет рекомендовать увеличение британского военно-морского присутствия в Азии.
Что касается британского военного авантюризма, 39 процентов заявили, что силы должны развертываться только в трех сценариях, включая прямое нападение на британскую землю, прямое нападение на заморские активы Великобритании или в случае геноцида или крупномасштабного гуманитарного кризиса.
Международная репутация Китая пострадала в 2020 году из-за его предполагаемого сокрытия на ранних стадиях пандемии коронавируса, из-за его лечения уйгуров, из-за его репрессий против гонконгской демократии и из-за его испорченных отношений с тихоокеанскими соседями, такими как Австралия.
“Китай пережил дальнейшее ухудшение общественного мнения во время пика первой волны пандемии (рост недоверия до 84%), которое, по-видимому, уменьшилось по мере того, как внимание к происхождению коронавируса стало менее заметным”, – говорится в докладе.
Однако мотивы, стоящие за недоверием к Китаю и – в некоторых случаях – желанием более отдаленных отношений с Пекином, отличались. В то время как некоторые граждане разделяют озабоченность по поводу национальной безопасности, другие говорят, что они мотивированы своими личными ценностями.
В случае с США доверие возросло с момента инаугурации Джо Байдена на пост президента. В то время как Дональд Трамп был президентом, только 28 процентов доверяли Соединенным Штатам действовать ответственно в мире – на 15 процентов меньше, чем сейчас.
Несмотря на то, что Великобритания окончательно покинула Европейский Союз в начале 2021 года, отношение к ЕС улучшилось за последний год: 62 процента британцев доверяют блоку действовать ответственно в мире.
“Только четверть (24 процента) британцев считают, что сделка, которую правительство Великобритании заключило с Европейским Союзом в декабре 2020 года, является лучшей основой для продвижения наших отношений с ЕС”, – говорится в докладе.
Однако “когда его спросили о будущих отношениях Великобритании с Европейским Союзом, теперь, когда сделка была согласована, стало ясно, что британцы признают необходимость тесных отношений и аргумент против отсутствия сделки явно был выигран, но также и то, что движение за воссоединение никоим образом не является представителем движения за сохранение в целом”,-добавило оно.
Великобритания в среду призовет к принятию резолюции ООН, чтобы помочь договориться о прекращении огня, чтобы люди в зонах конфликтов могли быть вакцинированы против COVID-19, заявив, что государства-члены имеют моральный долг защищать уязвимых.
Министр иностранных дел Доминик Рааб возглавит виртуальное заседание Совета Безопасности ООН в среду, чтобы обсудить угрозу, стоящую перед более чем 160 миллионами человек, живущих в районах нестабильности и конфликтов, таких как Йемен, Южный Судан, Сомали и Эфиопия.
“У нас есть моральный долг действовать и стратегическая необходимость объединиться, чтобы победить этот вирус”, – говорится в заявлении Рааба.
Он также будет призывать членов ООН объединиться для поддержки справедливого доступа к вакцинам, предупреждая, что новые варианты вируса будут распространяться в тех местах, где люди не были вакцинированы, потенциально угрожая остальному миру новыми волнами.
Ожидается, что Мексика также поднимет озабоченность по поводу неравного доступа к вакцинам во всем мире. Великобритания заявляет, что выделила 548 миллионов фунтов стерлингов (762 миллиона долларов) на помощь развивающимся странам в рамках совместной инициативы COVAX.
Стремление Великобритании к прекращению огня по вакцинации может стать первым ключевым испытанием сотрудничества в Организации Объединенных Наций между Китаем и новой администрацией президента США Джо Байдена.
Давняя напряженность между Китаем и администрацией бывшего президента США Дональда Трампа достигла точки кипения в ООН из-за пандемии, подчеркнув стремление Пекина к большему многостороннему влиянию в борьбе с традиционным лидерством Вашингтона.
Измученный спорами между Китаем и Соединенными Штатами, Совет Безопасности ООН, состоящий из 15 членов, в прошлом году потратил более трех месяцев на то, чтобы одобрить призыв Генерального секретаря Антониу Гутерриша к глобальному прекращению огня в связи с пандемией.
Администрация Трампа обвинила Пекин в недостаточной прозрачности, которая, по ее словам, усугубила вспышку COVID-19. Китай опроверг эти утверждения.
Himalaya Moscow Katyusha (RU) XingHe